Рейс, Карел

Рейс, Карел
(Reisz, Karel)
   Режиссер, продюсер, теоретик кино. Родился 21 июля 1926 г. в Осграве (Чехословакия) в семье юриста, В возрасте 12 лет перед самым нацистским вторжением родители переправили его в Англию с большой группой других детей, а сами, оставшись, очень скоро погибли в лагере смерти в ходе проводившегося немцами "окончательного решения еврейского вопроса". В Англии будущий режиссер окончил квакерскую школу в Рединге и в самом конце войны служил пилотом в чешской эскадрилье английских ВВС. После занятий химией в Кембридже Рейс два года преподавал в школе, а с 1949 года занялся кинокритикой, сотрудничая в журнале Оксфордского кинообщества "Сиквенс", где вместе с Линдсеем Андерсоном- и Тони Ричардсоном защищал "авторское кино" и свежий, незашоренный общепринятыми схемами взгляд кинематографа на действительность. В 1952 году Рейс становится директором программ Национального кинотеатра, а в 1953 г. выпускает книгу "Техника киномонтажа", не столько техническое руководство, сколько исследование эстетической функции монтажа, сделанное на конкретных примерах и оказавшее большое влияние на многих режиссеров, включая Антониони и Поланского.
   В середине 50-х годов Рейс переходит к практической режиссуре, став наряду с Л, Андерсоном и Т. Ричардсоном лидером группы "Свободное кино", провозгласившей "доверие к действительности" (во многом идущее от итальянского неореализма) и "поэтический отклик на предмет изображения" (в традициях французского "поэтического реализма") в качестве основы для построения нового английского кинематографа. Ключевой в этом отношении стала снятая совместно с Т. Ричардсоном документальная лента "Мамочка не позволяет" (1956), где в манере свободной лирической зарисовки показаны молодые люди (продавцы, медсестры, и т.д.), пришедшие после работы потанцевать в джаз-клуб. (Характерно, что танцуют они именно под джаз, а не эстрадные мелодии, ибо джаз, только начинавший широко распространяться в Европе, служит для авторов символом раскованного проявления чувств).
   Темы, заявленные в документальных лентах, Рейс проводит и в своем первом игровом фильме "В субботу вечером, в воскресенье утром" (1960), ставшем поворотной вехой в развитии английского кино. Будучи экранизацией одноименного нашумевшего "рабочего романа" Алана Силлитоу, фильм Рейса ввел в английский кинематограф нового героя — бунтарски настроенного молодого рабочего (в темпераментном и достоверном исполнении Альберта Финни), противопоставляющего свои гедонистические устремления социальной регламентации, господствующей в английском обществе.
   Тонко чувствуя изменения в общественном климате, Рейс одним из первых показал, как импульсивное самоутверждение, получающее самодовлеющий статуе, превращается в психическое расстройство с характерными для него непредсказуемыми и дикими поступками. В фильме "Морган: подходящий клинический случай" (1965) режиссер выводит левака-шизофреника, предвосхищая политические эксцессы "молодежной революции" 1968 года. Тема бунта и размывания границ между безумием и рациональностью в сознании "аутсайдера" находит свое отражение и в биографическом фильме "Айседора" (1968), где танцовщица-босоножка Айседора Дункан выводится как предшественница современных "детей цветов", хиппи.
   Кризис английского кино в 70-е годы вынуждает Рейса работать в США. Первая его работа там, "Игрок" (1974), портрет ньюйоркского игрока, еще находится в русле старого интереса к поглощающей человека страсти. Уже в следующей работе, "Кто остановит дождь?"(1958), происходит переход на американские жанровые рельсы. Здесь и модная политическая тема (возвращение солдата из Вьетнама), и чисто криминальная (провоз наркотиков), и необходимый для триллера "саспенс".
   Однако снова о Рейсе как о режиссере заговорили в 1981 году, когда появилась "Женщина французского лейтенанта", где он уже окончательно выступил не как генератор идей, но как общепризнанный мастер формы. Мерил Стрип и Джереми Айронс играют в этой экранизации романа Джона Фаулза две параллельные истории любви: викторианского джентльмена и гувернантки, социально неприемлемую для середины прошлого века, но заканчивающуюся "хэппи эндом", и актеров, исполняющих эти роли, по. несмотря на сексуальную свободу XX века, вынужденных расстаться после конца съемок. Стилизованные красоты ландшафтов прошлого века и романтическая заостренность чувств главных героев, разделенных почти непреодолимыми условностями своего времени контрастируют и одновре менно уравниваются с обыденностью жизненных реалий сегодняшнего дня и трагической неразрешимостью самой на вид простой ситуации.
   Последний на сегодняшний день фильм Рейса "Все выигрывают" (1990), триллер с местом действия в маленьком городке по сценарию Артура Миллера, был бы, по словам критика из журнала "Нью-Йоркер" Полин Кейл, классическим произведением, будь он снят в конце 60-х — начале 70-х годов.
   А. Дорошевич
   Фильмография:
   ◘ "В субботу вечером, в воскресенье утром" (Saturday Night and Sunday Morning), 1960;
   ◘ "Ночь должна наступить" (Night Must Fall), 1964;
   ◘ "Морган: подходящий клинический случай" (Morgan: A Suitable Case for Treatment), 1965;
   ◘ "Айседора" (Isadora), 1968;
   ◘ "Игрок" (The Gambler), 1974;
   ◘ "Кто остановит дождь?" (Who Will Stop the Rain?), 1978;
   ◘ "Женщина французского лейтенанта" (The French Lieutenant's Woman), 1981;
   ◘ "Сладкие сны" (Sweet Dreams), 1985;
   ◘ "Bсe выигрывают" (Everybody Wins), 1990.
   Сочинения: Reisz K. The Technique of Film Editing. L 1953; Рейс К. Техника киномонтажа. М. 1 956.
   Библиография: Кино Великобритании. М. 1970; Шестаков Д. Личина — Лицо — Личность? Английское кино к 1970 году //Искусство кино. 1971. N 2; Walker А Hollywood, England. The British Film Industry in the Sixties. L. 1974.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Рейс, Карел" в других словарях:

  • Рейс Карел — Рейс Карел, Рейш (Reisz) (р. 21.7.1926), английский режиссёр, продюсер, киновед. По происхождению чех. Окончил Оксфордский университет, с 1947 кинокритик независимого журнала «Sequence». Работал в Британском киноинституте и Национальном… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • РЕЙС, (Рейш) Карел — • РЕЙС, Рейш (Reisz) Карел (р. 21.7.1926)    англ. режиссёр, продюсер, киновед. По происхождению чех. Окончил Оксфордский ун т, с 1947 кинокритик независимого ж. Sequence . Работал в Брит. киноин те и Нац. киноархиве, написал кн. Техника… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • РЕЙШ Карел — (Рейс, Reisz) (р. 21 июля 1926, Острава, Чехословакия 25 ноября 2002, Лондон), английский режиссер и продюсер. В возрасте 12 лет перед немецким вторжением был переправлен родителями в Англию (сами они погибли в концлагере). В конце войны служил… …   Энциклопедия кино

  • Reisz, Karel —    см. Рейс, Карел …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Reisz, Karel — • РЕЙС, Рейш (Reisz) Карел (р. 21.7.1926)    англ. режиссёр, продюсер, киновед. По происхождению чех. Окончил Оксфордский ун т, с 1947 кинокритик независимого ж. Sequence . Работал в Брит. киноин те и Нац. киноархиве, написал кн. Техника… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫ — Переводы Б. На древние языки Арамейские таргумы Арамейский таргум иудейский перевод Б. (ВЗ) на арамейский язык. Существительное « » в постбиблейском евр. и арам. означает «перевод», глагол « » (арам. ) «переводить, объяснять» (единственный раз в… …   Православная энциклопедия

  • Ту-154 — Тип Пассажирский самолёт Разработчик …   Википедия

  • Жильбер, Филипп — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жильбер. Филипп Жильбер …   Википедия

  • Кнетеманн, Джерри — Джерри Кнетеманн Общая информация Прозвище Кнет Дата …   Википедия

  • XI.10.6. Нидерландская Индия (1609 - 1947) — ⇑ …   Правители Мира


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»